Готовность дошкольников МДОБУ детского сада № 4 КВ к школьному обучению
В марте-апреле 2012 г. на предмет школьной зрелости педагогом-психологом МДОБУ детского сада № 4 КВ Каримовой Н.В. было обследовано 25 дошкольников МДОБУ детского сада № 4 КВ: из подготовительной к школе группы – 10 чел.; из подготовительной к школе группы с нарушениями речи (ОНР 2) – 13 чел.; из групп детей с ЗПР 1 и 2 – 2 человека.
УРОВНИ ПАРАМЕТРЫ |
ВЫСОКИЙ |
ВЫШЕ СРЕДНЕГО |
СРЕДНИЙ |
НИЖЕ СРЕДНЕГО |
НИЗКИЙ |
Общая осведомленность об окружающем мире |
40% |
- |
52% |
- |
8% |
Умение действовать по правилу |
44% |
- |
12% |
12% |
32% |
Внутренняя позиция школьника |
- |
4% |
60% |
- |
36% |
Психомоторное развитие |
12% |
- |
44% |
28% |
16% |
Внимание слуховое (продуктивность, устойчивость) |
60% - 32% |
- - - |
32% 76% 36% |
4% - 28% |
4% 24% 4% |
Самоконтроль, работа по образцу |
24% |
- |
32% |
8% |
36% |
Вербальная память |
72% |
- |
24% |
- |
4% |
Зрительная кратковременная память |
- |
- |
32% |
32% |
36% |
Зрительная долговременная память |
- |
- |
36% |
40% |
24% |
Пространственное восприятие и наглядно- образное мышление |
- |
28% |
36% |
20% |
16% |
Логическое мышление/ /анализ |
20% |
- |
80% |
- |
- |
ВЫВОД: |
- |
16% |
28% |
24% |
32% |
Таким образом, в целом высокий уровень – у 12% (3 чел.), выше среднего готовности к систематическому обучению в школе – у 12% детей (3 чел.); средний уровень готовности – у 60% (15 чел.); уровень ниже среднего – у 8% (2 чел.); социально-психологически не готовы к школьному обучению – 8% дошкольников (2 чел.).
Используемые методики для психологической диагностики
дошкольников на готовность к школе:
1. Тест Керна-Йирасека. Цель – выявление уровня психомоторного развития ребенка, волевой организации ребенка.
2. Графический диктант Д.Б.Эльконина. Цель – определение уровня внимательности, способности ориентироваться в пространстве листа, умение выполнять словесные инструкции.
3. Корректурная проба «Проставь значки». Цель – выявление уровня переключения и распределения внимания.
4. Методика «Ориентировка в окружающем». Цель – выявление уровня общей осведомленности, запаса знаний об окружающем мире.
5. Тест «Лабиринты Венгера». Цель – определение уровня развития наглядно-образного мышления и использования условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.
6. Тест «Четвертый лишний» (простой вариант с картинками). Цель – выявление уровня сформированности понятийного, словесно-логического мышления ребенка, способности находить существенные признаки предметов.
7. Тест Лурия «запоминание 10 слов». Цель – диагностика объема слуховой механической памяти, мнемических способностей.
8. «Разведчики» или запоминание 10 картинок. Цель – диагностика объема кратковременной и долговременной зрительной памяти.
9. Беседа Т.А.Нежновой. Цель – исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентировки на школьно-учебную действительность.
10. «Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста» - метод наблюдения. Цель – выявление структуры мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению.
11. Методика «Да и нет» Н.И.Гуткиной. Цель – выявить умение ребенка действовать по правилу.
12. Методика «Лесенка». Цель – исследование самооценки ребенка.
Примечание: Методики «Тест Керна Йирасека», «Графический диктант» и корректурная проба проводятся фронтально.
По остальным методикам работа педагога-психолога проводится индивидуально с каждым ребенком.