МДОУ «Детский сад № 4 КВ»

 

Организация образовательного процесса

в МДОБУ детском саду № 4 КВ

 

Проектирование   образовательного  процесса осуществляется в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями и предполагает:

·         решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

·        построение воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.

·        комплексно-тематический подход в построении образовательного процесса с учетом реализации принципа интеграции образовательных областей.

 

Принципы  организации образовательного  процесса соотносятся с ценностно-целевыми ориентирами, подходами в деятельности дошкольного образовательного учреждения:

 

1. Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта,  создание  условий  для  активности, самореализации  дошкольника   (ценность жизни и здоровья, здоровьесберегающие технологии).

2. Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (развивающий, личностный, деятельностный подход).

3. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка (индивидуальный, личностный, деятельностный подход)

4. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению (личностный подход, здоровьесберегающие технологии).

 

Планирование ежедневной организации образовательного процесса включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,  познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников  и  учитывает  равнодолевое  соотношение  основных  направлений  развития  ребенка: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое  и художественно-эстетическое.

 

Организация  деятельности  взрослых  и детей  по  реализации  и  освоению  Программы  осуществляется  в  двух  основных  моделях  организации  образовательного  процесса:

¾      совместная  деятельность  взрослого  и  ребенка,  которая  осуществляется  в  ходе  режимных  моментов  (решение  задач  сопряжено  с  одновременным  выполнением  функций  по  присмотру  и уходу  за  детьми)  и  организации различных видов детской деятельности  (игровой,  коммуникативной,  познавательно-исследовательской, трудовой,  продуктивной  и  т.п.),  а  также  создание  условий  для  самостоятельной  деятельности    детей  в  группе;

¾      непосредственно-образовательная  деятельность   (не  сопряжена  с  выполнением   функций  по  уходу  и  присмотру  за  детьми).

 

        Общий  объем  самостоятельной  деятельности  детей  соответствует  требованиям  действующих  СанПиН (3-4  часа  в  день  для  всех  возрастных  групп  10,5  часового пребывания  детей в ДОУ).

 

     Непосредственно образовательная  деятельность  реализуется  через  организацию различных  видов   детской  деятельности  и  их  интеграцию  с  использованием  разнообразных  форм  и методов  работы,  выбор  которых  осуществляется  педагогами  самостоятельно    в  зависимости  от  контингента  детей,  уровня  освоения  Программы  и  решения  конкретных  образовательных  задач.

 

         

 

При планировании совместной деятельности педагога с детьми, для предупреждения заорганизованности образовательного процесса, учитывается  ранее рассчитанный объем времени, включающий образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности  и  режимных  моментов.

 

Структура образовательной деятельности ДОУ имеет следующий вид:

изображение

 

Организация непосредственно образовательной деятельности

в группах общеразвивающей направленности

 

/ в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010/

 

Виды организованной образовательной деятельности

 

Кол-во

 

2-3 года

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

 

Познание

 Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

 

-

 

-

 

-

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 Формирование элементарных математических представлений

 

-

 

1

 

1

 

1

 

2

 

 Формирование целостной картины мира

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

Коммуникация

 

1

0,5

0,5

1

1

Чтение художественной литературы

1

0,5

0,5

1

1

 

Художественное творчество                                 Рисование

 

1

 

1

 

 

1

 

 

2

 

 

2

 

Лепка

1

0,5

0,5

0,5

0,5

 

Аппликация

 

-

0,5

0,5

0,5

0,5

Физическая культура

3

3

3

3

3

 

Музыка

2

2

2

2

2

 

Общее количество

10

10

10

13

14

 

 


 

 


 

Формы проведения занятий в ДОУ

 

Виды занятий

Содержание заданий

1

Комплексное занятие

На одном занятии используются разные виды детской деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие

2

Тематическое занятие

Занятие посвящено конкретной теме, например, «Что такое хорошо и что такое плохо». Вполне может быть комплексным

3

Экскурсия

Организованное целевое посещение отдельных помещений детского сада, библиотеки, ателье, других объектов социальной инфраструктуры района

4

Коллективное занятие

Коллективное написание письма другу, сочинение сказки по кругу и другое

5

Занятие-труд

Помощь дворнику в уборке участка, посадка лука, цветов

6

Интегрированное занятие

 

Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного.

7

Занятие – творчество

Словесное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»

8

Занятие – посиделки

Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности

9

Занятие – сказка

Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой

10

Занятие – пресс-конференция журналистов

Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим

11

Занятие – путешествие

Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети

12

Занятие – эксперимент

Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом

13

Занятие – конкурс

Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими

14

Занятие – рисунки-сочинения

Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам

15

Занятие – беседа

Беседы с детьми о труде взрослых, на этические и другие темы

16

Комбинированное занятие

В процессе проведения занятия сочетается несколько видов детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.)

 

Модель образовательного процесса на один день

 

Ранний возраст

 

Направления развития

Образовательная область

1-ая половина дня

2-ая половина дня

Физическое развитие

Физическая культура

 

- Утренняя гимнастика (подвижные игры, игро­вые сюжеты);

- Гигиенические процедуры (умывание, полоска­ние рта);

- Закаливание (облегченная форма одежды, солнечные ванны в летнее время года, воздушные ванны);

- Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию;

- Прогулка (подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная дея­тельность)

- Дневной сон с доступом свежего воздуха;

 - Гимнастика пробуждения; закаливание   (ходьба  босиком   в спальне, игровой комплекс упражнений);

- прогулка (индивидуальная работа);

- подвижные игры;

- самостоятельная двигательная дея­тельность

 

Здоровье

 

Социально-личностное развитие

Безопасность

 

- Утренний прием детей и оценка эмоциональ­ного настроения с последующей коррекцией плана работы

- Элементы трудовых занятий (сбор листьев, уборка участка, игрушек)

- Игры на развитие коммуникативных навыков

- Сюжетные игры под руководством взрослого

- Индивидуальное общение

- Навыки самообслуживания

 

Социализация

 

Труд

 

Познавательно-речевое развитие

Познание

 

- Организованные наблюдения (за городским транспортом, как убирают листья осенью, снег зимой, за явлениями природы и т.д.)

- Экскурсии или прогулки на другой участок

- Беседы или рассказы без показов

- Дидактические игры (на речевое, сенсорное развитие)

 

- Показы – инсценировки

- Занятия с книгами и серией картинок

- Конструирование (мелкий и крупный конструктор)

- Развитие мелкой моторики (шнуровки, вкладыши)

- Игры с песком и водой

Коммуникация

 

Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

 

-  Изобразительная деятельность (лепка, рисование)

- Творческая мастерская

- самостоятельная изобразительная деятельность

Музыка

- Музыкальные занятия

 

- Музыкально-дидактические игры

 

 

Младший и средний дошкольный возраст

 

Направления развития

Образовательная область

1-ая половина дня

2-ая половина дня

Физическое развитие

Физическая культура

 

- Прием детей на воздухе в теплое и сухое время года

- Утренняя гимнастика (подвижные игры, игро­вые сюжеты)

- Гигиенические процедуры (умывание, полоска­ние рта)

- Закаливание (облегченная форма одежды, солнечные ванны в летнее время года, воздушные ванны)

- Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию

- Физкультминутки (на НОД познавательно­го и художественно-эстетического циклов)

- Прогулка (подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная дея­тельность)

 

- Дневной сон с доступом свежего воздуха

 - Гимнастика пробуждения; закаливание   (ходьба  босиком   в спальне, обширное умывание после сна)

- Физкультурные досуги (игры и раз­влечения)

- Прогулка (индивидуальная работа)

- Подвижные игры

- Индивидуальная работа над ОВД

- Самостоятельная двигательная дея­тельность

Здоровье

 

Социально-личностное развитие

Безопасность

 

- Утренний прием детей и оценка эмоциональ­ного настроения с последующей коррекцией плана работы

- Формирование навыков культуры еды

- Формирование навыков самообслуживания и предпосылок трудовой деятельности

- Формирование навыков культуры общения и поведения, сюжетно-ролевые игры

 

- Трудовые поруче­ния

- Тематические досуги в игровой форме

- Игры с ряжением

- общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли)

- ОБЖ — беседы и игровые ситуа­ции

- Сюжетно-ролевые игры

Социализация

 

Труд

 

Познаватель-но-речевое развитие

Познание

 

- Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла

- Наблюдения в природе

- Целевые прогулки и экскурсии на участке дет­ского сада

- Простейшее экспериментирование

 

 

 

- Индивидуальная работа по ЗКР

- Развивающие, речевые игры

- Деятельность в книжном центре

- Конструирование

- Игры с песком и водой

Коммуникация

 

Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

 

- Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического цикла

- Эстетика быта

- Деятельность в центре искусства

 

- Музыкальные досуги

- Музыкально-дидактические игры

- Элементы театрализованной дея­тельности

- Совместная творческая деятель­ность старших и младших детей (дни рождения, совместные игры)

 

Музыка

 

 

Старший дошкольный возраст

 

Направления развития

Образовательная область

1-ая половина дня

2-ая половина дня

Физическое развитие

Физическая культура

 

- Прием детей на воздухе

- Утренняя гимнастика (оздоровительный бег, ритмика, ОРУ)

 - Гигиенические процедуры

- Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию

- Закаливание (облегченная форма одежды, солнечные ванны в солнечную погоду, обшир­ное умывание, полоскание горла)

- Физкультминутки (на НОД познавательно­го и художественно-эстетического циклов)

- Прогулка (подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная двигательная дея­тельность)

- Гимнастика пробуждения

- Закаливание (ходьба босиком в спаль­не, контрастные воздушные ванны)

- Физкультурные досуги, час двигательной активности (игры и раз­влечения)

- Прогулка (индивидуальная работа)

- Сон с доступом свежего воздуха (ре­жим индивидуального пробуждения)

- Элементы спортивных игр

- Урок здоровья

Здоровье

 

Социально-личностное развитие

Безопасность

 

- Утренний прием детей и оценка эмоциональ­ного настроения с последующей коррекцией плана работы

- Формирование навыков культуры еды

-  Дежурство

- Индивидуальные беседы социально-нравственного характера, ситуации общения

- Психогимнастика, игры на коммуникативное, эмоциональное развитие

 

- Самообслуживание

- Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе

- Ручной труд

- Ознакомление с трудом взрослых

- Тематические досуги в игровой форме;

 - Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли)

- Урок безопасности

- Проектная деятельность

- Сюжетно-ролевая игра

Социализация

 

Труд

 

Познаватель-но-речевое развитие

Познание

 

- Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла

- Наблюдения

- Целевые прогулки

- Экскурсии

- Экспериментирование

- Беседы

- Индивидуальная работа по ЗКР

- Рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, литературы познавательного характера

- Индивидуальная работа   

- Развивающие и речевые игры

- Посещение библиотеки

- Конструирование из бумаги, природного и бросового материала, геометрических форм, фигур

- Проектная деятельность

- Чтение, заучивание

Коммуникация

 

Чтение художественной литературы

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

 

- Непосредственно образовательная деятельность художественно-эстетического цикла

 - Эстетика быта

- Посещение детских спектаклей

- Деятельность в центре искусства (выставки, нетрадиционные изобразительные техники)

- Самостоятельная творческая дея­тельность:

а)  изобразительная деятельность;

б) театрализованная деятельность;

в) творчество и игры
- Творческие проекты

- Досуги (музыкальные и театраль­ные);

 

Музыка